К Абсолютному априори ведёт только один путь
и этот путь есть интуиция.
Владимир Шмаков

Излагая доктрины своей философской системы о раскрытии мировых начал в эмпирическом сознании человека, Владимир Шмаков отметил, что механизм эволюционной деятельности сознания осуществляется энергией, изливающейся из актуального Я (1). «Актуальное Я есть аспект монады, соответствующий реализованной в феноменальном части её ноуменального содержания». Иначе говоря, монада изливает свою мощь во множественность элементов сознания постольку, поскольку эта множественность может её воспринять. Согласно представлениям Шмакова, деятельность конкретного сознания есть реальное творчество – это означает, что оно всегда граничит с Ничто и вечно его преодолевает. «Верховный бинер субстанционального Бытия и Ничто не только лежит в основе космологии, но и всякое конечное бытие есть результат самоограничения абсолютного бытия абсолютным ничто». Раскрывая положение категории мистики в пневматологическом триединстве мистика – разум – воля, он обратил внимание, что актуальное сознание человека, как всякое конкретное бытие, одновременно причастно мировой Всеобщности и мировому Ничто, находясь на грани Нирваны и Манвантары. «Оно черпает содержание через мистику извне, но последнее в первичный момент вхождения должно быть охарактеризовано как бессознательное, ибо только после волевого объективирования в формах разума оно становится достоянием актуального сознания».

В общей идеи Нирваны, как считал Владимир Шмаков, заключены две полярно противоположные идеи: непроявленная всеобщность и абсолютное ничто (1). Он подчеркнул, что как положительная реальность, идея Нирваны доступна только мистическому сознанию; «если же стать на точку зрения объективного разума, то Нирвана естественно представляется абсолютным нулём, полным уничтожением». На его взгляд, конкретное бытие всегда граничит с Нирваной, а мистика является первой среди равных категорий сознания. «Вследствие этого должно априори прийти к выводу, что мистика не может не иметь особого вида сродства с бездной Нирваны, в то же время будучи ей противоположной». Поэтому, согласно представлениям Шмакова, первичное состояние мистики в момент её вхождения в актуальное сознание человека следует определить одновременно как тождественное с Нирваной – потенциальной Всеобщностью, и полярно ей противоположное. «Природа первичного состояния мистики нирванична, ибо в ней заключается вся всеобщность содержания, но только потенциально; в ней сосредоточены все истоки всех модусов конкретного бытия, но самое это бытие остаётся ещё невыявленным». Это внутреннее родство мистики с Нирваной сказывается и в её дальнейшем актуальном раскрытии: среди всех категорий актуального сознания мистика по преимуществу отражает веяния Нирваны, наиболее близко подходит к нирваническому лику Реальности. Вместе с тем, как отметил Шмаков, мистика есть содержание бытия, есть ипостась его актуального раскрытия, «есть то, что в нём есть».

Таким образом, первичное состояние мистики определяет рубеж между Нирваной и Проявлением, оно причастно им обоим, а потому, «с одной стороны, отражает дыхание бездны непроявленного, а с другой – есть истинный источник произрождения всего, что есть». Владимир Шмаков подчеркнул, что начало мистики как содержание всех форм и видов актуального бытия, связуя своим естеством Трансцендентный Лик Абсолюта с феноменальным, осуществляет имманентизм идеального со становящимся. Аналогичное понимание этой категории выразил выдающийся философ Владимир Соловьёв: «Мистика имеет значение настоящего верховного начала всей жизни общечеловеческого организма, так как в мистике жизнь находится в непосредственной теснейшей связи с действительностью Абсолютного Первоначала, с Жизнью Божественной» (цит. по 1). Согласно доктрине Владимира Шмакова, первичный этап космогонии – взаимное отражение и соподчинение полюсов первоверховного бинера: трансцендентное – имманентное, влечёт за собою: в трансцендентном – рождение потенциальной синархии, его потенциальной конкретности, а в имманентном – рождение актуальной множественности дифференциальных конкретных единств – атомов, осуществление первичного звена актуального имманентного процесса. После завершения этого процесса имманентное представляет собой хаос дифференциальных атомов – физических монад. «Это есть тот имманентный актуально-конкретный материал, из которого организующее действие синархического трансцендентного должно в продлении актуального процесса построить космос». Общую доктрину он формулирует таким образом: «в актуальном процессе трансцендентное только раскрывается, т.е. в нём не создаётся ничего нового, а только актуализируется потенциальное достояние; напротив, имманентное эволюционирует, ибо в процессе творческой организации его субстрата создаётся существенно новое, ранее не заключавшееся в нём не только актуально, но и потенциально».

Завершающим этапом философского творчества известного писателя-метафизика Юрия Мамлеева явилась разработка доктрины России Вечной (2). Он отметил, что речь идёт об особом тайном качестве России, не выходящем пока на поверхность её бытия и истории, но таком скрытом качестве, которое непосредственно связывает её с началами, о которых человечество не имеет никакого представления. Согласно его пониманию, это сфера истинно запредельного, истинно трансцендентного, по ту сторону всего, что есть Реальность и на чём покоится Реальность. «Это Бездна, которая как бы «окружает» Реальность, Истину и Безмолвие, то есть Абсолют, Бога в Самом Себе, не соприкасаясь с Ним или «соприкасаясь» особым образом». Мамлеев полагал, что эти начала выражают Внереальность, которая выходит за пределы концепции Абсолюта, Бога в Самом Себе и которая трансцендентна по отношению к Абсолюту, к Реальности и Божественному Ничто, метафизической Полноте. В своей концепции Запредельной Бездны вне Абсолюта, Мамлеев предположил, что Россия является носительницей тайного качества, в котором «отражается» эта Бездна; само присутствие этого тайного уровня обеспечивает России её космологическое и вечное существование, она связывает Абсолют с Бездной вне Его. «Идея России (Вечная Россия) возникла в Абсолюте как мир связи, как великий Посредник между Ним и тем, что «вне Его», хотя «вне Его» ничего нет, ибо только таким языком можно пока что-то сказать о Запредельной Бездне». Поэтому, на взгляд Мамлеева, Россия – при всей её связи с бытием, во всех его проявлениях – является в то же время на своём тайном, скрытом уровне цивилизацией непостижимой «внереальности».

Излагая свои представления об архетипах русского метафизического сознания, Юрий Мамлеев сделал вывод, что Россия не просто страна, а метафизическая реальность, поэтому она может выражать себя на любом космологическом уровне; её можно «понять» в какой-то степени, но не умом, а сверхрациональным интуитивным разумом. «Познать Россию – это значит познать себя, свою душу и наоборот». Некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статье автора (3). На взгляд Юрия Мамлеева наиболее наглядно мистическая, таинственная сущность русской души, а следовательно и России, раскрывается в поэтическом творчестве. Он полагал, что прозрения и тенденции, запечатлённые прежде всего в русской классике, отвечают тому метафизически несомненному факту, что Россия есть таинственное духовное явление, выходящее за пределы земного мира, имеющее своё продолжение во вселенской Реальности. «Это и есть Россия Вечная, связанная с Абсолютом и Последней Бездной, непознаваемая умом». Следует напомнить, что доктрина России Вечной была создана Мамлеевым в эмиграции в 1980-х годах как результат глубинного проникновения в русскую культуру, прежде всего в литературу, погружения в её метафизический и пророческий смысл. «Главное, она создавалась на основе интуитивного, творческого процесса и того, что можно условно назвать «молниеносным озарением». Он отметил, что ключевыми источниками этой доктрины явились: русская культура, традиционалистская метафизика (особенно Веданта) и некоторые положения авторской концепции «Последняя доктрина».

Согласно пониманию Мамлеева, наша земная Россия содержит в себе, в потенции, все качества России Вечной, в некоторых случаях раскрывая их актуально и убедительно. Причём всё, что на уровне макрокосма существует в космологической России, имеет место быть и в русской душе, которая является аналогом России на уровне микрокосма. Он отметил, что исследуя характер русской духовности, неизбежно приходишь к выводу, что полная реализация России духа не может быть ограничена рамками земной истории, что эта духовность, по существу, бросает вызов реалиям куда более высшим и недоступным для чисто человеческого взгляда, чем те, которые могут проявиться на нашем планетарном срезе. Юрий Мамлеев полагал, что вполне в духе традиционалистской философии можно сказать, что кроме России земной могут существовать России космологические. «Но сам первообраз России Вечной исходит, разумеется, из глубин Абсолютной Реальности, Бога в Самом Себе». На его взгляд, «существа», живущие в разных вариантах космологической России, могут принадлежать к человеческому роду или к богам, или к иным неизвестным доселе иерархиям. «Но объединяет их то, что все они – русские, русские в самом глубочайшем смысле этого слова, русские как таковые». Важнейшие качества русской души Юрий Мамлеев суммировал таким образом: духовная неутолённость, отсутствие меры, стремление к запредельному и бесконечному, отвращение ко всему завершённому, непредсказуемость, антиномичность, сочетание в себе несочетаемого, тяготение к безднам, мощь воображения, необходимость обладания великой идеей, любовь к хаосу и порядку одновременно, мистическое отношение к русской природе. «Русская душа, таким образом, предстаёт как загадка для самой себя».
_________________________________________

Литература

1. Шмаков В. Основы пневматологии. М., 1922.

2. Мамлеев Ю.В. Россия вечная. М., 2014.

3. Ерёмин В. В чём основа загадочности русской души? Peremeny. ru / books / osminog /, публ.13765, 14.11.2017.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: